Доклад длявыступления на тему
формирования антикоррупционной
культуры в обществе
Құрметті әріптестер!Жиынға қатысушылар!
Бүгінгі кездесудің негізгі тақырыбы, ол сыбайлас жемқорлыққа қарсы мәдениетті қалыптастыру және жемқорлықпен күрестің тиімділігін арттыру жолдарын қарастыру болып табылады.
Елбасы Қазақстан халқына арнаған дәстүрлі Жолдауында «Сыбайлас жемқорлық қоғамға, мемлкеттің конституциялық негізіне қауіп төндіреді, сондықтан онымен күрес жүргізу жалпы ұлттық міндет» - деген болатын.
Осылайша қазіргі таңда тұрмыстық сыбайлас жемқорлық пен күресу, мемлекеттік қызметтерді цифрландыруды нығайту, бизнеске қамқорлық жасау және қоғамдық бақылауды күшейту бағытында бірқатар іс жасалуда.
Қазіргі таңда мемлекеттік органдар мен азаматтық қоғам арасындағы қашықтықты қысқарту бағытында, азаматтар үшін қолалайлы жағдай жасау мен тұрмыстық сыбайлас жемқорлықты жою бағытында бірқатар іс атқарылуда.
Дегенмен, алдағы уақытта атқарар қызмет әлі де аз емес, сондықтан осы жұмысты ода нәріқ арай бірігіп жалғастыруымыз қажетжәне осы дертпенкүресубаршамызғаортақміндет.
Уважаемые коллеги! участники встречи!
Противодействовать такому социальному злу как коррупция в нашем обществе дело не только одной организации, дело каждого из нас.
Возможно, эта фраза стала избитой, но лишь осознавая личную ответственность, мы сможем увидеть результат. Все необходимые инструменты для этого у нас есть.
Ежедневно, листая новостную ленту, с экранов своих гаджетов, смартфонов и телевизоров, со страниц газет и других источников информации мы узнаем о самых разных новостях, и нередко наталкиваемся на новости, в которых звучат громкие задержания коррупционеров.
Здесь мы сталкиваемся со скептическим отношением граждан, которые не верят в изменениеситуации.Мы слышим в разговорах, и читаем в комментариях граждан негатив, который, зачастую, основан лишь на «кухонных» слухах и домыслах.
И здесь каждый из нас должен задать себе вопросы – «Сталкиваюсь ли я лично с коррупцией? правильно ли я понимаю смысл слова коррупция? И что я сделал для того чтобы ее стало меньше?»
В 2016 году вступил в силу новый закон «О противодействии коррупции». Основное отличие от старой практики в том, что он ориентирован на профилактику и предупреждение коррупции, а не на карательные меры. Теперь каждый гражданин нашего государства является субъектом противодействия коррупции, о чем это говорит? Это говорит о том, что каждый гражданин сегодня обязан противостоять этому социальному злу и осознавать ответственность перед обществом.
Да, существует Антикоррупционная служба, как уполномоченный орган, главной миссией которого является искоренение коррупции во имя благополучия народа Казахстана. Но эффективность методов борьбы с коррупцией, напрямую зависит от тесного взаимодействия госорганов с гражданским сектором, так как силами одного лишь госоргана невозможно бороться с глобальными социальными вызовами.
Можно привести множество примеров, когда общество смогло консолидироваться и превратиться в эталон противодействия коррупции. На ум приходят такие страны, как Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Грузия. Которые смогли переломить коррупционную ситуацию в своих странах, только с активной поддержкой общества.
Если вы заметили, то с приходом в наш обиход современных гаджетов, смартфонов, все больше и нашихграждан стало озвучивать эту проблему, об этом пишут в социальных сетях, различных группах, обсуждается в мессенджерах. Появляются специализированные группы и странички.
Поэтому появилась необходимость замерить уровень готовности нашего общества к коллективному мышлению, корпоративному разуму. Вэтом году проектным офисом "Қостанай – адалдық алаңы" проведен анонимный социальный опрос среди гражданрегиона.
В нем приняло участие почти 3,5 тысяч человек, а это почти в 5 раз больше чем вовлекает рейтинговое агентство «ТранспаренсиКазахстан» в нашем регионе.
Итоги социологического опроса населения показали, что 87,1% опрошенных, за последние 12 месяцев не сталкивались с ситуацией, когда для решения своих вопросов вынуждены были стимулировать должностное лицо, 12,9% сообщили что сталкивались с необходимостью решать вопросы неформальным путем.
На вопрос «Какие факторы, на Ваш взгляд, будут препятствовать совершению коррупционных правонарушений?:
Граждане считают, что личная ответственность государственных служащих — это главный фактор, препятствующий совершению коррупционных правонарушений.
Так считают более 43% респондентов. Также граждане отметили, что антикоррупционное воспитание и культура добропорядочности являются одними из самых главных превентивных мер в борьбе с коррупцией. Это отметили 28,6% граждан.
23,4% граждан отметили, что высокая заработная плата является одним из основных факторов препятствующих совершению коррупционных правонарушений.
Необходимо отметить, что каждый четвертый гражданин считает, что высокая гражданская ответственность препятствует совершению коррупционных правонарушений. Это говорит нам о том, что граждане готовы внести свой личный вклад в борьбу с проявлениями коррупции.
В целом на вопрос «Насколько, современное казахстанское общество терпимо к коррупции? Выяснилось, что 52,5 % граждан совершенно нетерпимо к любым проявлениям коррупции, порицает взяточников и не поддерживает коррупцию, 28,7 процентов граждан в целом терпимо, в частности к бытовой коррупции.
Нашлись и те,кто в целом поощряет коррупцию, правда они в существенном меньшинстве, таких оказалось 17,1%.
По мнению наших граждан на действия человека для совершения коррупционных деяний влияет ряд факторов, ключевым из них является - низкий уровень заработной платы, побуждающий человека к совершению коррупционного правонарушения, так считают – 55,9% граждан,
При этом 25,2% отметили в качестве причины низкий уровень воспитания в обществе. Корпоративная культура и давление со стороны вышестоящего руководства выбрали в целом по 22% респондента.
Как вы знаете,Антикоррупционная служба уже долгие годы проводитработу по выявлению первопричин возникновения коррупционных преступлений.
Роль общественности в этом процессе, безусловно, велика, но без соответствующей нормативной правовой базы, которая на сегодняшний день, по мнению зарубежных экспертов, активно совершенствуется, работа не была бы столь эффективной.
Сегодня подходы к реализации антикоррупционной политики кардинально изменились. Успешная ее реализация напрямую зависит от использования новых форм, методов и инструментов работы.
Особое внимание уделяется прозрачности и открытости госорганов, комфортным условиям для граждан. В рамках проектного менеджмента проведены масштабные трансформации госорганов, переход на сервисную модель обслуживания.
Такую деятельность госорганов сегодня обеспечивают созданные в акиматах городов и районов области фронт-офисы «Комек аланы», благодаря которым госслужащие стали ближе к народу, а люди получают услуги в современных и комфортных условиях.
Но, наряду с такой заботой о гражданах ведется работа и над исключением причин и условий, способствующих коррупционным правонарушениям. Для этого существует институт анализа коррупционных рисков.
Эта инициатива позволит в дальнейшем сократить вероятность возникновения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. Количество преступлений с каждым годом сокращается. Ведь изменения в отраслевое законодательство, исключение коррупционных рисков во всех направлениях, способствует работе госорганов только в рамках правового поля.
В целом за последние несколько лет антикоррупционное законодательство претерпело ряд качественных изменений. Одним из них стали новые правила поощрения лиц.
Антикоррупционной службой реализуются Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции.
Постановлением Правительства Республики Казахстан приняты поправки в эти Правила. По опыту стран ОЭСР сумма вознаграждения стала дифференцированной. Теперь за сообщение о коррупционном правонарушении, по которому сумма взятки или причиненного ущерба не превышает 1000 МРП, вознаграждение в зависимости от тяжести преступления составляет от 30 до 100 МРП.
Свыше указанной суммы вознаграждение составляет 10 процентов от суммы взятки, но не более 4000 МРП. Финансирование поощрений производится за счет средств республиканского бюджета.
В этом году в Департамент по Костанайской области поступили обращения от граждан о коррупции, которые подтвердились и сообщившие о преступлениях лица поощрены на общую сумму порядка 2,5 млн. тенге.
Увеличение размера финансового стимулирования за предоставление информации или иным образом оказанное содействие по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений направлено на активизацию гражданской позиции населения в борьбе с коррупцией.
Так в случае столкновения с фактами коррупции, каждый может позвонить в Сall-центр по номеру 1424, который работает без выходных и перерывов.
Теперь я хочу обратить внимание на еще одну важную норму измененного закона. Сферу образования он касается отдельно, так как вопросы поборов ежегодно становятся повесткой дня на встречах с участием правоохранительных органов в т.ч. и антикоррупционной службы.
Очередной блокпоправок Закона устанавливает для госслужащих и иных лиц, принявшим на себя антикоррупционные ограничения, полный запрет на подарки, материальное вознаграждение, услуги.
Круг лиц, которым запрещено дарить подарки за действия (бездействие) в пользу дарителя, расширен лицами, занимающими ответственную госдолжностьи лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций.
Также членам семей лиц, принимающих на себя антикоррупционные ограничения, запрещено дарить подарки.
Запрет распространяется также на подарки, поступившие без ведома названных лиц и членов их семей, а также на подарки, переданные во время протокольных и других официальных мероприятий. Исключение составляют подарки, врученные за достижения в работе и иные заслуги.
Получение подарка стоимостью до 2 МРП влечет административную ответственность(ст. ст. 676, 678 КоАП), стоимость подарка свыше 2 МРП - уголовную ответственность (ст. 367 УК («Дача взятки»).
Кроме того, несоблюдение антикоррупционного ограничения на принятие подарков, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, влечет прекращение государственной службы или иной соответствующей деятельности.
Для политических и административных госслужащих в таких случаях предусмотрено еще увольнение за совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу.
Еще одна очень важная норма. Расширен круг должностных лиц квазигосударственного сектора, являющихся субъектами коррупции.
Отныне работники квазигосударственных компаний, уполномоченные на принятие решений по организации и проведению закупок, ответственные за отбор и реализацию проектов, финансируемых из госбюджета и Нацфонда, занимающие должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения, отнесены к субъектам коррупции. То есть они в полном объеме будут принимать на себя антикоррупционные ограничения, предусмотренные Законом «О противодействии коррупции», а также будут нести более серьезную ответственность в случае совершения коррупционных правонарушений.
Прежде такие нормы распространялись только на первых руководителей квазигосударственных компаний. Теперь этот круг существенно расширен.
Отнесение к субъектам коррупции руководителей структурных подразделений, отвечающих за закупки и реализацию важных государственных проектов, является большим прогрессом.
Руководители структурных подразделений могут принять незаконное, но выгодное для себя или третьих лиц решение, а также в силу своих должностных обязанностей имеют возможность не допустить участия работников вверенного подразделения в каких-либо коррупционных схемах.
Также внедрен институт антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочности в организациях квазигосударственного сектора.
В контексте противодействия коррупции корпоративная честность означает ведение бизнеса таким образом, чтобы избегать подкупа и других коррупционных деяний, которые подрывают работу и общественное доверие.
Предприниматели, не относящиеся к квазигоссектору, вправе создавать такие службы по своему усмотрению.
Четвертый БЛОК поправок направлен на устранение пробелов в правовом регулировании работы родственников в одном госоргане или организации.
Если раньше госслужащим запрещалось находиться в непосредственном подчинении у близких родственников, супруга или свойственников, то теперь госслужащие также не могут иметь указанных родственников в своем непосредственном подчинении (к примеру, на практике имеются случаи, когда директора школ, являясь субъектами коррупции, имеют в непосредственном подчинении близких родственников, занимающих должности учителей или бухгалтеров).
Аналогичный запрет установлен для военнослужащих, сотрудников правоохранительных и специальных госорганов.
Теперь кандидат на государственную должность обязан письменно уведомить руководство организации, в которой он претендует занять должность, о работающих там близких родственниках, супруге или свойственниках (братья, сестры, родители и дети супруга (супруги).
Наличие данной превентивной нормы в Законе «О противодействии коррупции» позволит исключить конфликт интересов в деятельности государственных органов и организаций.
Уважаемые коллеги! Все эти меры направлены, прежде всего, на минимизацию коррупции в обществе, а также устранение причин и условий ее возникновения. Сегодня каждый гражданин должен быть в курсе как противостоять этой социальной болезни. Я очень надеюсь, что подобные разъяснительные мероприятия позволят предостеречь каждого из вас от сделок с совестью.
Благодарю за внимание!