Приглашаем вас в мир детства, где каждый ребёнок погружается в атмосферу тепла, заботы и внимания!

«Прием документов и зачисление детей в дошкольные организации»

Ответственный в КГКП «Ясли-сад №4» отдела образования города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области за оказание государственной услуги «Прием документов и зачисление детей в дошкольные организации».

Феденко Надежда Сергеевна
 
контактный телефон 8-714-56-2-35-14

 

Аналитическая справка

по итогам тематической проверки:

«Языковое погружение в казахский язык»

от 25.03.2022 года

 

Цель: определить эффективность воспитательно - образовательной работы в ДО по реализации двуязычия. Уровень обучения детей казахскому языку во всех возрастных группах.

Вопросы, подлежащие проверке:

  1. Обследование уровня применения языка в ОУД и режимных моментах педагогами.
  2. Создание предметно-развивающей среды.
  3. Изучение документации педагогов.
  4. Работа с родителями по данной проблеме.

Основные формы и методы контроля:

  • Посещение занятий;
  • Анализ развивающей среды;
  • Анализ планирования воспитательно - образовательного процесса.
  • Анализ наглядной информации для родителей.

 

В нашем детском саду осуществляется систематическое обучение детей казахскому языку со средней группы (от 3 лет) детского сада.

Цель: формирование готовности к изучению государственного языка, стремления к общению со взрослыми.

Основные задачи, которые должны быть реализованы в детском саду, согласно типовой программе   воспитания и обучения, в процессе воспитательно-образовательной работы по обучению детей дошкольного возраста казахскому языку:

  • формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к государственному языку (казахскому);
  • воспитание правильного произношения специфических звуков казахского языка (ә, ө, ү, ұ, і, ғ, қ, ң, ы);
  • формирование элементарной диалогической и монологической речи;
  • воспитание культуры общения;
  • обогащение и активизация словаря.

Казахский язык дети осваивают через развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматической стороны речи.

В детском саду работает  этномузей, в котором собраны элементы предмета казахского быта, культуры казахского народа, детская художественная литература на казахском языке, дидактические материалы. Процесс обучения дошкольников казахскому языку реализуется педагогом Толганбаевой Ритой Берикбаевной, владеющей двумя языками – казахским и русским.

Большую роль в формировании навыков правильного произношения играют песни и выразительное чтение стихов на казахском языке, которые успешно применяются в практике.

Разучивание песен, стихов, считалок призвано поддержать интерес детей к изучению языка и закрепить навыки произношения. Обучение детей казахскому языку проводится в форме увлекательных игр, с использованием игрового, песенного материала, видео и аудио оборудования, наглядных пособий.

Весь процесс обучения казахскому языку выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому на начальном этапе – в дошкольном возрасте, коммуникативная направленность в обучении казахскому языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. В процессе игровой деятельности и драматизации дети получают новые знания, применяют имеющиеся, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности.  Дети предшкольной группы, согласно вариативному планированию ежемесячно знакомятся с обычаями и традициями казахского народа.

Кроме ОУД по изучению казахского языка в начале учебного года методистом Бормотиной В.Р. был предложен проект «Языковое погружение в казахский язык» . Языковое погружение  было  рекомендовано вводить через   различные речевые технологии. Некоторые из них: билингвальный компонент, театрализованная деятельность, мнемотехника и дидактические игры, Технология Фесюковой..

Перед языковым погружением  было предложено выяснить в какой степени дети владеют языками, для этого предлагались  следующие методики: беседа, задания по карточкам. Во время беседы педагог предлагает поиграть: «Я тебе буду называть слова на русском языке, а ты мне на казахском (и наоборот)». При проведении анализа по уровню владения языком  использовались и разноуровневые карточки с заданиями. Задания могут быть такие как:

- «Скажи, это что?» (Бұл не?) – ребенок должен назвать предмет на казахском языке.

- «Назови цвета»

- «Что делает ребенок?» - ребенок должен составить предложение и т.д.

Если ребенок справился со всеми заданиями, то у него высокий уровень владения языком, если не справился с заданиями, то – низкий уровень владения языками. После выявления качества знаний казахского языка   рекомендовано использование различных технологий по языковому внедрению. По результатам диагностики уровня знания языков было выявлено , что есть дети которые знают один язык, знают 2 языка и говорят свободно.

Также методистом поставлена задача взаимодействия узких специалистов с воспитателями возрастных групп.   Преподаватель казахского языка Толганбаева Рита Берикбаевна и спортинструктор Жананова Айдын Бакировна включили в циклограмму планирования организации жизни и воспитания детей дополнительную работу в утренние часы, погружение в казахский язык через режимные моменты, разучивание потешек, пословиц, поговорок, пальчиковых и артикуляционных гимнастик, знакомство с казахскими народными играми, игровая деятельность на прогулке. Музыкальный руководитель Шатрова Ольга Геннадьевна вводит казахский игровой и песенный репертуар в ОУД , а также  в праздники и развлечения.

Работу по языковому погружению углубленно проводит и педагог-психолог Штро Наталья Сергеевна в старших и предшкольной группе. В ОУД и индивидуальное общение с детьми включены на казахском языке физминутки, пальчиковые игры, считалки, упражнения, разминки, подвижные игры, круги радости.

В ходе посещения занятий и режимных моментов у воспитателей выявлено, что все педагоги систематически применяют билингвальный компонент в работе с детьми. При проведении ОУД педагоги приветствуют детей на казахском и русском языке. Вводят в активный словарь детей новые слова. Закрепляют изученные раннее слова.

Активно и целенаправленно поставлена данная работа  у педагогов предшкольной группы.(Курпешева А.К. и Николаева С.С.),   во время проведения ОУД, режимных моментов, воспитателями используются  фразы на казахском   языке, как при объяснении темы, так и в воспитательных моментах, в ходе проведения занятий и режимных моментах. Дети легко переключают внимание с одного языка на другой, ответы дают на том языке, на котором спрашивает воспитатель. 

При проверке документации педагогов, в конспектах у всех педагогов и воспитателей прописана работа  по двуязычию.

При проведении сюжетно – ролевых игр, режимных моментов воспитатели вводят новые слова, активизируют речь детей, повторяют и закрепляют полученные знания.

По решению педсоветов и методического объединения   в группах внесены обновления в предметно – пространственную развивающую среду. Оформлены:  книжные, уголки,  систематизирован  дидактический материал на 2 -х  языках. Подобраны стихи казахских авторов, разработаны мнемотаблицы для их заучивания.

  • Младшая группа «Кря-Кря» (воспитатель Гофман А.В.) Д/игры:  Какое время года?, Көкөністер-жемістер, Чего не стало?
  • Младшая группа «Золотая рыбка» (воспитатели Жукова И.И., Приходько В.А.). Д/игры «Расставь по размеру юрты», «В гости к кукле Сауле», «Подбери узор к юрте», «Найди сходства и различия в национальных костюмах», «На чем играю», «Асем простудилась», «Научим куклу Сауле мыть руки», п/игра «Туилген орамал».
  • Средняя группа «Сказка» (воспитатели Бурдун Н.В., Пеньчук В.Г.)

Д/игры: «Угадай героя сказки», «Подбери национальный наряд кукле Айсулу», «Составь узор». Сборники физминуток, пальчиковых игр, разминок на казахском языке. «Орнаменты казахского народа», «Подвижные игры казахского народа». Развивающая стена «Юрта» - экологическое окно».

  • Средняя группа «Пчелка» (воспитатели Феденко Н.С., Кавтаскина А.В.)

Д/игры «Составь узо», «Составим предметы быта», «Узнай орнамент», «Сортируй узоры», имеются картотеки загадок, стихоов, пословиц, поговорок казахского народа.

  • Старшая группа «Птенчики» (воспитатели Тутаева Г.Ж., Мицель А.Ф.)

Д/игры «Одень куклу в Национальный костюм», «Музей музыкальных инструментов», «Укрась юрту».

Стихи для заучивания с помощью мнемотаблиц: А Дуйсенбиев, «Дети земли», М.Алимбаев «Ослик пляшет» и «Падают листья», К. Идрисов «Мой край».

  • Старшая группа «Капелька» (воспитатели Столбенко Т.В., Писаренко Л.С.) Д/игры Одень куклу в национальный костюм», «Украсим юрту», «Эскизы казахского ковра», «Музыкальные инструменты», «Домашние животные и птицы», «Овощи и фрукты», «Национальная посуда».

Демонстрационный материал «Герои казахских сказок», сюжетные линии к технологии «Жасыл –өлке». Книжная библиотека: «Королевство трех языков», «Путешествие в страну чудес», казахские пословицы и поговорки, «Дом в котором я живу», «Казахские обряды», «Казахские названия месяцев», «Национальная одежда», «Каравай загадок», Мудрый Жеринше и красавица Карашаш», сказки о батырах.

  • Предшкольная группа (воспитатели Кушекбаева А.К., Николаева С.Н.) Стихи и мнемотаблицы для заучивания : Музафар Алимбаев «Падают листья», «Эхо»; Кастек Баянбаев Аргамак «Юрта»; Абубакир Кайманов «Бабушка»; Жаркен Бодешев «Яблоко»; Султан Калиев «Степь»; Ануарбек Дуйсенбиев «Зимняя забота»; Нурхан Жанаев «На джайляу»; Музафар Алимбаев «Ослик пляшет»; Кайрат Жумагалиев «День победы».

Д/игры: «Подбери музыкальный инструмент», «Найди пару» (национальные костюмы), «Национальные герои казахских сказок», «Народные узоры».

С целью пополнения театрально - игровой среды в  группах подобран репертуар казахских сказок для детей дошкольного возраста по видам: сказки о животных- воспитатели 1 и 2 групп, психолог; волшебные сказки- воспитатели 3 и 4 групп и музыкальный руководитель; социально- бытовые сказки – воспитатели 5 и 6 групп и учитель каз. языка; сказки об Алдаре Косе. - воспитатели 7 и 8 групп, спорт инструктор

В процессе- создание сборника казахских сказок  и разработка схем  по сказкам с использованием технологии Фесюковой Л.Б.

  • Так в предшкольной группе подобрано 12 казахских сказок («Щедрый и скупой», «Чудесный сад», счастье Кадыра», «Три друга», «Глупый волк», «Лиса и муравей», «Спор животных», «Птица счастья», «Лиса и коза», «Мудрая девушка», «Сапожник», «Женщина Жумсаук») и к ним разработаны схемы работы со сказкой по технологии Фесюковой Л.Б.
  • Старшая группа «Птенчики» 4 сказки : «Заговоренная девушка», «Старик Канбай», «Лиса, скворец и ворона», «Добрый и злой».
  • Средняя группа «Сказка» 4 сказки : «Лиса и коза», «Бей дубинка», «Почему человек дружит с ласточкой?», «Три друга»
  • Средняя группа «Пчелка» 5 сказок: «Грубая благодарность», «Разум, наука и счастье», «Находчивый мальчик», «Добрый и злой», «Алдар-косе»

 

Проводится информационная работа с родителями. В уголках для родителей  рубрика “Учимся говорить по- казахски” обновляется преподавателем казахского языка. Буклеты и консультации «О статусе государственного языка»,  беседы с родителями о роли  двуязычия  для разностороннего развития ребенка помогают в решении поставленных задач по изучению казахского языка.

 

Выводы: Работа по языковому погружению в казахский язык  в ОУД и режимные моменты проводится систематизировано, направлена на развитие коммуникативных навыков воспитанников.

 

Рекомендации:

Развивать стремление детей изучать   казахский язык, тем самым повышая их образовательный и культурный уровень.

Формировать навыки устной речи на казахском  языке, применение в речи простейших лексических оборотов и фраз.

Сформировать лексический словарь   казахского языка согласно возраста детей.

Развивать устойчивую мотивацию к изучению языков.

Выработать навыки устного и визуального восприятия информации на   казахском языке

 

Методист: Бормотина В.Р. .