КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ТУҒАН ЖЕР»
Глава государства Н.Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого - патриотизм.
Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой связи патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле – Туған жер.
Главной целью Программы «Туған жер» является воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своему аулу, городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственном долге перед Родиной.
Программа «Туған жер» (далее – Программа) состоит из четырех Подпрограмм, каждая из которых направлена на достижение указанной цели:
-
«Тәрбие және білім» ( «Воспитание и обучение»)– воспитание всесторонне и гармонично развитой личности в духе казахстанского патриотизма;
-
«Атамекен» («Земля предков») – укрепление у казахстанцев гражданской активности и чувства ответственности за судьбу малой родины;
-
«Рухани Қазына» («Духовное богатство») – возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре родного края;
-
«Ақпарат толқыны» («Информационная волна»)– информирование населения о ходе реализации Программы, создание информационной инфраструктуры для участия граждан в общественном мониторинге реализуемых проектов.
Срок реализации первого этапа Программы 2017-2022 гг.
Для эффективной реализации Программы будут использованы методология проектного менеджмента и создана соответствующая проектная инфраструктура. Управление программой будет осуществляться на основе Национального стандарта Республики Казахстан «Руководство по управлению проектами» СТ РК ISO-21500 – 2014, а также с использованием инструментов «Agile».
ПОДПРОГРАММА «ТӘРБИЕ ЖӘНЕ БІЛІМ» ( «Воспитание и обучение»)
Цель подпрограммы:
Развитие национальной системы воспитания и обучения путем консолидации усилий организаций образования, семьи и других социальных институтов для формирования всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей.
Целевые индикаторы:
- доля детей и молодежи, имеющих высокий уровень воспитанности и патриотизма;
- доля молодежи, удовлетворенной качеством жизни - системой образования, социальным статусом, реализацией в профессии;
- доля детей и молодежи, принимающей участие в патриотическом движении;
- доля обучающихся, охваченных краеведческой деятельностью.
Базовые проекты:
Для достижения конечных результатов Подпрограммы будут реализованы следующие Базовые проекты:
-
«Өлкетану»; (знакомство с родным краем)
-
«Кітап – білім бұлағы»; ( книга – кладезь знаний)
-
«Отаным – тағдырым»; ( Моя Родина – моя судьба»
-
«Саналы Азамат». («Сознательный гражданин»)
ПОДПРОГРАММА «АТАМЕКЕН» (« Земля предков»)
Цель подпрограммы: формирование у населения чувства ответственности за судьбу родного края, страны, народа путем стимулирования граждан к активной социальной, благотворительной и волонтерской деятельности, направленной на решение актуальных вопросов общества.
Целевые индикаторы:
-
повышение качества жизни населения;
-
повышение уровня гражданской активности.
Способы измерения целевых индикаторов: социологические опросы, отчеты местных исполнительных органов, статистическая отчетность.
Базовые проекты:
Для достижения конечных результатов Подпрограммы будут реализованы следующие Базовые проекты:
-
«Азаматтық бастамалар Картасы»; (Карта гражданских иннициатив)
-
«Азаматтық бақылау»; (Гражданский контроль)
-
«Жомарт жүрек». ( Щедрое сердце)
ПОДПРОГРАММА «РУХАНИ ҚАЗЫНА» («Духовное богатство»)
Связывая историческое прошлое с современными реалиями, мы строим гармоничное будущее. Сегодня патриотизм рассматривается не просто как нравственная ценность и показатель высокого морального духа общества, а как крепкий фундамент, который связывает воедино историческую память, культурное наследие своей земли, обычаи и традиции своего народа. Соединяясь воедино, культурная самобытность народа превращается в мощную преобразующую и созидательную силу, способную обеспечить эффективное развитие общества.
Цель подпрограммы: возрождение интереса и уважения населения к традициям, истории и культуре своей земли с опорой на нравственные идеалы.
Целевые индикаторы:
-
уровень удовлетворенности населения качеством услуг сферы культуры;
-
среднее число посетителей организации культуры на 1000 человек (театры, библиотеки, музеи);
-
увеличение количества прикладных исследований в области культуры;
-
увеличение доли внутреннего рынка туризма от общего объема посетителей.
Способами измерения целевых индикаторов будут являться социологические исследования, опросы, отчеты местных исполнительных органов и подведомственных организаций, статистическая отчетность.
Базовые проекты:
Для достижения конечных результатов Подпрограммы будут реализованы следующие Базовые проекты:
-
«Өнегелік құндылықтар»; («Поучительное значение»)
-
«Туған өлке мәдениеті»; ( «Культура родного края»)
-
«Тарихи-мәдени мұра»; («Культурно-историческое наследие»)
-
«Жергілікті туризм». («Местный туризм»)
ПОДПРОГРАММА «АҚПАРАТ ТОЛҚЫНЫ» («Информационная волна»)
Успешная реализация Программы напрямую зависит от информационной работы по донесению основных положений Программы до общественности. В связи с этим приоритетным является привлечение максимальных ресурсов по освещению основных положений статьи Главы государства, в том числе и программы «Туған жер». Помимо освещения основных проектов, целесообразным является постоянное распространение основных тезисов и месседжей для более продуктивного вовлечения общественности. Также планируется активное вовлечение СМИ к информационному сопровождению программы «Туған жер», в том числе с массовым освещением проектов программы.
Цель подпрограммы:
Информирование населения о ходе реализации Программы, создание информационной инфраструктуры для участия граждан в общественном мониторинге реализуемых проектов с применением различных инструментов и каналов донесения информации.
Целевые индикаторы:
– уровень осведомленности и участия населения в программе.
– рейтинги телевизионных программ;
– уровень посещаемости специализированных web-сайтов и интернет-ресурсов;
– уровень охвата аудитории.
Способами измерения целевых индикаторов. Измерение вышеуказанных индикаторов и их показателей планируется осуществлять при помощи проведения социологических опросов на интернет-ресурсах, выведения рейтингов телевизионных программ, мониторинга общественного мненияи информационного пространства.
Базовые проекты:
Информационное сопровождение Базовых проектов Программы будет осуществляться посредством:
1. Республиканских и региональных телерадиоканалов;
2. Печатных СМИ;
3. Интернет-ресурсов и социальных сетей.
-
На республиканских и региональных телерадиоканалах.
-
на телеканале «Хабар» запуск программы под рабочим названием «Туған жер», в которой популярные казахстанские деятели культуры и политики будут делиться историями и мыслями о своей «малой родине»;
-
на телеканале «KazakhTV» выпуск на трех языках (русский, казахский, английский) передачи «Қош келдіңіз» о сакральных местах Казахстана, обычаях и традициях казахстанских семей во всех регионах страны;
-
запуск нового сериала под рабочим названием «Туған жер» на телеканале «Қазақстан», автором которого выступит известный сценарист, продюсер А.Увальжанова. Телепроект будет основываться на сюжетной линии, рассказывающей о жизни казахской, русской и корейской семей, являющихся соседями в одном ауле. Через взаимоотношения героев сериала раскрывается тема любви к Родине, к родному селу, привязанности человека к родной земле. Премьера планируется в ноябре текущего года.
-
создание 14-ти серийного цикла документальных фильмов о проекте «Туған жер»;
-
запуск на республиканском телеканале специального проекта «Қазақстан деп соғады жүрегім!» о соотечественниках, живущих за рубежом и ностальгирующих о Казахстане. Гражданах, которые желают вернуться в Казахстан, но не могут по тем или иным причинам.
-
организация научно-познавательных пресс-туров по священным местам Казахстана с участием СМИ;
-
создание развлекательно-познавательной радиопрограммы, направленной на обсуждение с радиослушателями основных идей программы «Туған жер».
-
-
В печатных СМИ.
-
в республиканских газетах запуск новых рубрик «Туған жер», «Қазақстан қорықтары», «Ата жұрт: аңызға айналған атаулар», «Көне тарихтың көмбесі», освещающих географию сакральных мест РК;
-
в рамках рубрик «Туған жерін түлеткендер», «Письмо с родины», «Алтын тамыр» «Ұлттық жад», «Код Нации» освещение проектов, инициированных гражданами для поддержки своей малой родины;
-
открытие рубрики «Почтовый ящик: письма с Родины». Рубрика будет включать в себя лиричные заметки известных людей: какую роль сыграла малая родина в их личностном и профессиональном становлении, что заставляет их, жителей больших городов, возвращаться туда вновь и вновь. Интересные истории с черно-белыми снимками из детства. Как любовь к малой родине перерастает в любовь к большой родине;
-
открытие рубрики «Звуки большой Страны», в которой будет рассказано о национальных музыкальных инструментах – особенности их изготовления в разных регионах, в чем отличия в исполнительской технике и звучании инструмента (В стране проживают представители более сотни этносов – рассказывать об их музыкальных инструментах и традициях. О популяризации национальных инструментов в глобальном масштабе – многие наши музыканты исполняют на домбре или кобызе мировые шлягеры за границей, вызывая тем самым большой интерес к нашей культуре в целом).
-
На интернет-ресурсахи социальных сетях.
-
организация онлайн-конкурсов, конкурсов эссе и рисования с выделением призов и поощрительных подарков для детей и школьников посвященным вопросам родного края;
-
организация интервью с участием известных личностей в поддержку программы «Туған жер»;
-
открытие специальных рубрик по освещению реализации программы «Туған жер»;
-
создание и продвижение вирусных роликов, вайновфлеш-игр;
-
создание и продвижение сетевых сообществ в социальных сетях фейсбук, vk.com;
-
составление рейтингов «ТОП-25 самых знаменитых и посещаемых исторических памятников»;
-
информирование граждан через СМИ и социальные сети о биографиях известных личностей, чьими именами названы улицы городов и населенные пункты;
-
дублирование всех новостных, видео-фотоматериалов, репортажей и передач на едином интернет-портале и в социальных сетях;
Ключевые месседжи для продвижения:
-
Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека.
-
Родной край – основа всех наших начинаний.
-
Любовь к родине начинается с любви к родному краю.
-
Дань и уважение к культуре и традициям народа – залог успешности нации.
-
Знание истории и традиции своего народа – основополагающая черта истинного патриотизма.
-
Культурно-географический пояс святынь Казахстана – один из элементов каркаса национальной идентичности.
-
Особое отношение к родной земле, ее культуре и традициям – основа культурно-генетического кода нации.
-
Егілмеген жер жетім, Елінен айырылған ер жетім.
Масштабные и наиболее интересные проекты целесообразно освещать в республиканских СМИ.
Местным СМИ предлагается освещать проекты регионального уровня
В рамках реализации Базовых проектов планируется проведение ряда ключевых событий:
-
освещение в СМИ заседания рабочей группы по реализации программы «Туған Жер»;
-
организация брифингов, пресс-конференций на площадке «Службы центральных коммуникаций» по разъяснению основных положений и хода реализации программы и ее специальных проектов;
-
публикации интервью и комментариев членов рабочей группы программы «Туған жер» в СМИ.
Государственные органы соисполнители и НПО: МИК РК, МКС РК, МНЭ РК, МФ РК, МИР РК, МИД РК.
Финансовые ресурсы:
Потребность Подпрограммы в финансовых ресурсах будет определена по итогам идентификации реализуемых и анализа инициируемых проектов.
Экспертное сопровождение:
1) организация информационно-разъяснительной работы по основным целям и задачам программы путем проведения встреч «без галстуков» с лидерами общественного мнения, экспертами и блогерами, с членами ОЮЛ «Клуб главных редакторов».
2) тиражирование информации с известными экспертами в сфере изменения общественного сознания, психологии и экспертами социальных наук, специалистов по работе с массами, в том числе краудсорсинга. Разработка и применение новых технологий, способствующих продвижению основных идей статьи и получения ожидаемого результата.
Стратегия коммуникаций:
Помимо реализации вышеперечисленных программ, планируется информационное сопровождение всех базовых проектов, деятельности государственных органов, ответственных за реализацию проектов.
Ответственность за выработку контента, наполнение, общую концепцию продвижения проектов, составление медиа-плана возлагается на уполномоченные государственные органы и на Рабочие группы по реализации программы «Туған жер».