Задачи: углубить представление детей о благодарности, обогатить словарный запас; формировать умение анализировать свои поступки, воспитывать культуру чувств. Оборудование: фломастеры и бумага для рисования, мячик для игры, конверты со словами из пословиц, читает воспитатель) Подготовительная работа: чтение пословиц о благодарности План 1. Вступительная часть 2. Обсуждение рассказа 3. Разъяснение словарных слов 4. Слушание и обсуждение сказки 5. Игровое упражнение «Скажи спасибо» 6. Работа в группах 7. Коллективный рисунок «Благодарное сердце» 8. Подведение итогов беседы Ход беседы 1. Вступительная часть – Отгадайте загадку и узнаете тему нашей беседы: Это слово ходит следом За подарком, за обедом. Это слово говорят, Если вас благодарят 2. Обсуждение рассказа – Послушайте рассказ и придумайте ему заголовок Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает: – Ешь, Матвей, мед. Хочешь – ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом. Матвей наелся так, что дышать стало трудно. Вытер пот, вздохнул и спрашивает: – Скажи, дед, какой это мед – липовый или гречневый? – А что? – удивился дед Андрей. – Гречишным медом угостил я тебя, внучек. – Липовый все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонила ко сну. Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать: – А мука для калачей – из яровой пшеницы или из озимой? Дед побледнел, закрыл глаза и застонал. Выслушав мнения детей о названии рассказа, воспитатель говорит, что написал этот рассказ выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский и назвал его «О неблагодарности». 3. Разъяснение понятий – Что же такое благодарность? Благодарность – это когда человек помнит все хорошее и доброе, говорит слова благодарности и стремится тоже сделать человеку что-нибудь доброе и хорошее. – Что мы говорим, когда хотим поблагодарить? (спасибо, благодарю вас, я признателен вам за помощь). – А что означает слово «спасибо»? (Спаси Бог) Антоним к слову «благодарность» – «неблагодарность». Неблагодарного человека могут назвать также черствым, невоспитанным. 4. Слушание и обсуждение сказки Одна девочка написала Деду Морозу письмо. «Здравствуй, мой любимый Дедушка Мороз! Большое спасибо тебе за подаренные год назад коньки. Мне стыдно все время получать от тебя подарки, а в ответ ничего не дарить, это не честно и некрасиво. Я тоже решила сделать тебе какой-нибудь подарок, но не знаю, что тебе нравится. Я очень долго думала. А потом решила, что будет честно подарить тебе самую любимую и самую лучшую свою игрушку. Это мой рыжий, плюшевый медвежонок Топтыжка. Он очень теплый и пушистый, и мне с ним очень нравится засыпать. Может, и тебе станет с ним чуточку теплее. Я оставлю его в новогоднюю ночь под елкой в нашем дворе, а когда ты будешь разносить детям подарки, то не забудь взять его себе. А мне в этом году подарок не неси. Я совсем не обижусь, лучше отдай мой подарок какому-нибудь малышу, а то у меня и так уже много твоих подарков». – Можно ли сказать, что эта девочка понимала, что за добро надо благодарить? – Какой была эта девочка? Почему вы так думаете? 5. Игровое упражнение «Скажи спасибо» Воспитатель бросает детям мяч, называет слово, а тот, у кого оказался мяч, должен сказать слова благодарности, используя разнообразные формы. Подружке – Спасибо за то, что она поможет в трудную минуту. Доктору - Большое спасибо... Бабушке - Воспитателю - Продавцу магазина - Маме - Младшему братику или сестричке - Солнышку- Весне- Цветку- 6. Работа в подгруппах А) Задание – группа получает конверт со словами, из которых надо составить пословицу, прочитать и объяснить ее смысл (читает воспитатель) Пословица: Как аукнется, так и откликнется. Б) Вспомнить сказки, в которых героям помогали сказочные персонажи за умение быть вежливым и благодарным. В) Обсудить ситуацию После игры детей Наталья Дмитриевна, помощница воспитателя, прибрала в группе – ни соринки,ни пылинки. Устала – ноги уже не молодые, да и спина болит. Утром первым в группу пришел…. И сразу стал рисовать рожицы на доске. Мел выскользнул из его рук и упал. Не заметив, мальчик наступил на него и раскрошил. – Собери мел тряпочкой, – посоветовала Катя. – Так было чисто, Наталья Дмитриевна убирала, а ты намусорил. – Подумаешь, это ее работа, пусть и убирает! – ответил …. Обсуждение: – Можно ли сказать, что … был неблагодарным? Почему вы так думаете? 7. Коллективный рисунок «Благодарное сердце» Воспитатель просит детей нарисовать сердце, прикрепить его на доску, а потом произнести слова благодарности, объяснить, что они обозначают, когда, кому и как надо их говорить. 8. Подведение итогов беседы – Кого же называют благодарным? – Почему воспитанный человек не забывает благодарить за доброе отношение, помощь? – Какие отрицательные качества развиваются у неблагодарного человека? - Нужно ли обязательно ожидать или требовать благодарности за доброе дело? Почему? Дополнительный материал Рассказ «Зачем говорят «спасибо» В.А.Сухомлинского Шли по лесу дедушка и внук. Было жарко, им захотелось пить. Вскоре они добрались до ручейка. Тихо журчала холодная вода. Путешественники напились. Дедушка сказал: - Спасибо тебе, ручеек! Мальчик усмехнулся. - Зачем ты, дедушка, сказал ручейку «спасибо»? Ведь он неживой, не услышит тебя. - Это так, - задумчиво ответил дед. – Если бы волк пришел напиться, он бы, может, не поблагодарил. Мы же не волки, внучек, мы люди. Тема «Дорогой добра» Задачи: разъяснить детям, что такое настоящая доброта; вызвать желание совершать добрые поступки; воспитывать доброжелательность. Оборудование: запись песни из мультфильма про кота Леопольда; рисунки «Пустыня» (по одному на парту), фломастеры. Подготовительная работа: просмотр сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», подготовка инсценировки План 1. Организационный момент 2. Повторение правил общения 3. Прием «Закончи предложение» 4. Инсценировка 5. Групповая работа 6. Звонок другу 7. Итог Ход беседы 1. Организационный момент Дети рассаживаются полукругом и слушают песенку кота Леопольда – Итак, кто назовет тему нашей беседы? Мы будем не просто говорить о доброте, а отправимся в знойную пустыню, чтобы превратить ее в прекрасный цветущий сад. И поможет нам в этом доброта. 2. Повторение правил общения Возьмите фломастеры и нарисуйте маленькие семечки на своих рисунках пустыни. – Скажите, ребята, как ласково называют вас ваши близкие? А как вы обращаетесь к ним? Что вы при этом чувствуете? - Меня всегда радует, когда дети нашей группы обращаются друг к другу не просто по имени, но и по-доброму. Хорошее отношение к человеку– это начало доброты. Поэтому вы сейчас повернитесь друг к другу, назовите своего соседа по имени с доброй интонацией, улыбнитесь, обменяйтесь добрыми пожеланиями. – Если семечко посадили в песок, что нужно, чтобы оно проросло? Наша доброта – это словно влага и тепло для растения. Давайте постучим тихонько пальцами по парте, как будто дождик идет и поливает ваше семечко. 3. Прием «Закончи предложение» – Когда есть тепло, свет и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать). Чтобы добра было еще больше, надо точно отличать, где добро, а где зло. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте: Добрый человек всегда... Злой человек... Если ты добрый, то ты не будешь... Я хочу быть добрым, потому что... – Действительно, добрые люди не ждут награду за свою доброту, а делают добрые дела по зову сердца, просто не могут по-другому. Они счастливы тогда, когда близким и окружающим людям хорошо. Дорисуйте к семечкам зеленые ростки. 4. Инсценировка Дети показывают заранее подготовленную инсценировку по сказке В.Катаева (отрывок) «Цветик-семицветик». – Какой была девочка? (Доброй). Сейчас закройте глаза и представьте, как радовался больной мальчик, когда поправился, как благодарил девочку. От радости и благодарности словно пролился теплый дождик на посаженное нами семечко, и зазеленел крепкий росток. Давайте добавим на рисунок листиков. 5. Групповая работа – Очень важно, ребята, заметить, кто же нуждается в помощи. Только самые внимательные это увидят, почувствуют сердцем. Этому надо учиться. – А теперь объединитесь в группы и вспомните, нужна ли помощь кому-нибудь из ваших знакомых, родных, друзей? Можете ли вы им помочь? Как? Что для этого надо сделать? Расскажите. (Следует очень внимательно отнестись к предложениям детей и, по возможности, спланировать деятельность по организации конкретных добрых дел). – Если вы все-таки заметили, кому нужна помощь, можно уже и бутоны нарисовать на нашем рисунке. 6. Звонок другу – Ребята, сегодня заболел и не пришёл в детский сад …(имя). А что мы можем для него сделать? Что мы можем ему сказать по телефону? (Дети предлагают). Можно подробнее рассказать о наших делах, новостях, передать от всех привет. Мы порадуем нашего друга, и от этого сами станем лучше, добрее. Когда человек не только знает, что такое добро и зло, не только видит, кому нужна помощь, но и делает добрые поступки – это по-настоящему добрый человек. А наша пустыня покроется красивыми цветами. Нарисуйте их. 7. Итог – Какого же человека можно назвать по-настоящему добрым? Сегодня мы еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен на многое. Так мы пустыню превратили в цветущий сад. И чем больше вокруг нас будет добрых людей, тем жить нам будет радостнее. (Можно на символическом рисунке-плакате дописать: около семечка – «Хочу быть добрым», у ростка – «Знаю о добре и зле», около листиков – «Вижу, кому помочь», около цветка– «Делаю добрые поступки». Озаглавить плакат «Добрый человек» и оставить на некоторое место на видном месте в группе. В дальнейшей работе надо помогать детям совершать добрые, полезные дела, проявлять доброжелательность и заботливость). Дополнительный материал Ситуация По магазину ходит в слезах девочка – потеряла деньги, которые дала мама на покупку хлеба. К ней подходит женщина и спрашивает, что случилось. Узнав, в чем причина, женщина попыталась успокоить девочку, а потом, спросив, сколько денег у нее было, вынула из своего кошелька нужную сумму и дала девочке. Ситуация Это было зимой. Оля шла из школы. Ее дорога проходила мимо реки. На берегу она увидела двух молодых людей, которые бросали в воду маленькие кусочки булки, а внизу на воде у берега было огромное количество уток, которые кричали, суетились, отталкивали друг друга, старались захватить драгоценные кусочки. Оля вспомнила, что недалеко есть магазин. Она пошла в магазин и купила булку хлеба и батон. Вернулась к берегу. Утки догадались, что прибыло угощение и стали подплывать. Их было так много, что Оля просто не успевала крошить хлеб. Но тут как раз подошел дедушка с внуком и с интересом стали наблюдать за тем, как утки жадно ловят хлеб. Дедушка говорит: «Жаль, что мы не взяли с собой хлеба». Оля тут же оторвала большой ломоть хлеба и протянула мальчику со словами: «Видишь, как их много. Давай-ка, помоги мне». Мальчик поблагодарил и стал тоже кормить уток. Его лицо светилось от счастья. Притча Пришло Добро в гости к Злу. Зло угостило Добро чаем, но вместо сахара положило в стакан соли. Уходя, Добро говорит: Спасибо за угощение, но, кажется, что у тебя был сахар не сладким. Вот тебе деньги, купи на них конфет, – и будешь пить сладкий чай. Пословицы: Добрыми делами славен человек. Кто добр поистине, добро творит в молчании. Добрым жить на белом свете веселей. Тот, кто делает добро другому, делает самому себе. Доброта – язык, на котором могут говорить немые и который слышат глухие. Три очка за старичка А.Барто Стоит Лариса у доски– Девчонка в пышной юбке и переводит на очки Хорошие поступки. Вся в цифрах классная доска: За помощь маме – два очка, За помощь брату-малышу Очко Никите напишу. А Горчакову три очка – Водил он в гости старичка. – За это мало трех очков! Кричит сердито Горчаков И вскакивает с лавки. – Три очка за старичка?! Я требую прибавки! Я с ним провел почти полдня, Он полюбить успел меня. Стоит Лариса у доски, Любовь кладет на счеты И переводит на очки Вниманье и заботу. А две подружки в стороне Ворчат, надувши губки: И трех очков не дали мне За добрые поступки! – И я не этого ждала, Когда купала братца! Тогда за добрые дела Совсем не стоит браться! Стоит Лариса у доски – Девчонка в пышной юбке. И переводит на очки Хорошие поступки. Ох, даже слушать тяжело, Не верится, ребята, Что за сердечное тепло Нужна кому-то плата! И если плата вам нужна, Тогда поступку грош цена! Сказка «Три дочери» У одной бедной женщины было три дочери. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть их. И выросли три дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли они замуж и уехали. Осталась мать одна-одинешенька. Никого не было рядом с ней, кроме рыженькой белочки. С ней она разговаривала, когда становилось грустно. Прошло несколько лет. Мать постарела. Однажды она тяжело заболела. – Дружочек мой, белочка, – говорит мать, – беги к моим дочерям, скажи, чтобы пришли ко мне. Да пусть поспешат! Прибежала белочка к старшей дочери и передала ей наказ матери. – Ах, – вздохнула дочь. – Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза. – Почистить два таза! – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна! И тазы вдруг соскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на землю, превратилась в большую черепаху и уползла из дома. Побежала белочка к средней дочери и передала ей материнский наказ. – Ой, – отвечала та, – я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо к ярмарке мне холста наткать. Рассердилась белочка: – Наткать холста? Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! И превратилась средняя дочь в паука. Побежала белочка к младшей дочери, а та в это время месила тесто. Услыхав печальное известие, дочь не сказала ни слова, даже рук не обтерла, побежала к своей матери. Она застала ее в живых и скрасила последние часы жизни. – Приноси же всегда людям радость, – сказала ей белочка, – и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков. И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умирать, она превратилась в золотую пчелку. Все лето собирает пчелка мед людям, и ее передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимою, когда все гибнет от холода, пчелка сидит в теплом улье. А проснется – ест мед и сахар. «Семь дочерей» (А.Безуглов) Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать в гости к сыну, что жил далеко. Вернулась домой через неделю. Когда она вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. – Я скучала по тебе, как цветок по солнечному свету, – сказала первая дочь. – Я ждала тебя, как сухая земля ждет дождя, – сказала вторая. – Я плакала о тебе, как птенчик плачет о своей матери, – сказала третья дочь. Беседа «Милосердие и сострадание» Цель: Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, внимательности, доброты, милосердия. Учить детей высказывать свои мысли, делиться своим мнением. Развивать речь детей. Задачи: Способствовать усвоению понятий «доброта», «милосердие». Способствовать раскрытию нравственного самосознания. Ход беседы 1. Приветствие. Здравствуйте ребята! 2. Сообщение темы беседы. Сегодня мы поговорим с вами о таком нравственном понятии как милосердие. 1. Вводная часть. «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире!» В наш стремительный век невероятных проектов инженерии, глобальных проблем, волнующих человечество, очень важно сохранить в душе, тот потоённый уголок, заботливо оставленный для милосердия и доброты. Одно из самых красивых слов на свете – милосердие. Так что же это такое милосердие? Милосердие – это милость сердца, сострадание, забота, любовь. Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря – вот на что оно обращено. В словаре Ожегова «милосердие» – трактуется, как готовность помочь кому–нибудь или простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия. Человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – не легкий, долгий, путь на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы. У каждого человека большего и маленького свой путь к доброте, милосердию, состраданию. Послушайте притчу «Отец и Сын». Отец подводит сына к окну и говорит: Сын посмотри вокруг. Что ты видишь? -Деревья, солнце, вон собака бежит... Много чего, папа. Вот если ты все это полюбишь, примешь близко к сердцу – каждую травинку, цветок, каждую тварь Божью, ты будешь богат. Все это будет твое. Тебе только останется распоряжаться этим богатством с бережностью и благодарить творца. Если ты не полюбишь все видимое и невидимо – будешь беден. Жизнь твоя, Если даже и богата внешне, превратится в серую, скучную ленту. Вопрос детям. Как вы думаете, что имел в виду отец, говоря сыну эти слова? Вы еще юны, но уже сейчас старайтесь быть вежливыми со взрослыми, добрыми друг другу, внимательными к окружающему вас миру. Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы можем понять друг друга. Добрый, милосердный человек бережёт природу, любит птиц, зверей, помогает выжить им в зимнюю стужу. Послушай рассказ В.А. Сухомлинского и ответь на вопросы. Чтобы бабочка не укололась. Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации - острые колючки, над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку - и что же будет? Наклонилась Зоя к акации, сломала одну колючку, другую, третью... Мама увидела и спрашивает: — Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь? — Чтобы бабочка не укололась, — отвечает Зоя. Вопросы: 1. Что Зоя подумала о бабочке? Запишите ее мысли. 2. Почему мама не сразу смогла понять поступок дочери? 3. Как вы считаете: детям или взрослым больше свойственно сострадание? Почему? Что бы развить в себе милосердие, нужно вкладывать свои душевные силы в другого человека, учиться видеть в нем себя, свои тревоги, заботы, волнения. Стихотворение «Как много на Земле домов» Как много на земле домов... Как мало тех, куда мы ходим. А сколько среди них таких, Где мы участие находим?! Согреют душу там теплом, Одарят мудростью великой... Да, мало их, но есть они, Иначе б Родина была безликой. А в тех домах живет любовь, Струится радостью и светом, И мы туда с тобой идем За добрым словом и советом. (А.Ремизова) В каждом доме живут люди, но не каждый придет к вам на выручку, даст полезный совет, согреет добрым словом в трудную для вас минуту. Что бы воспитать милосердие в черством человеке, нужно приводить примеры милосердия, восхищаться милосердными поступками окружающих, разъяснять и показывать как следует поступать в том или ином случаи. Стихотворение «Про утенка» Что ты тискаешь утенка? Он малыш — а ты большой, Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой! Ты представь такую штуку — Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед?! Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать. Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать! Ты снеси утенка к утке, — Пусть идет купаться в пруд. Лапы мальчика не шутки, Чуть притянешь — и капут. Вопрос детям. 1.Какой можно сделать вывод? 2.Были ли случаи в вашей жизни, когда на ваших глазах обижали животных? 3.Какого человека можно назвать добрым, милосердным? Старайтесь проявлять сострадание и милосердие. Пусть не всегда имеете вы возможность помочь всем, но нужно к этому стремиться. Каждый хороший поступок, это частица добра, вежливости, вложенная в огромный мир от нее становится теплее, светлее и радостнее. Только любящий человек добрый, милосердный может быть счастливым. Кроме доброты и милосердия в нашей жизни встречается и зло. Зло - это вред другим людям, близким и далёким, окружающей природе. Работа у доски. Упражнение «Солнышко» (на столе лежат лучики, на которых написана первая буква. Нужно дописать слово, относящиеся к милосердию и доброте и прикрепить лучик к солнышку). Работа с пословицами (На доске прикреплены облака, сделанные из цветной бумаги на них записаны пословицы). Прочитайте и попробуйте разъяснить их смысл. • Доброе слово лечит, злое калечит. • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. • Добрый человек в добре живёт век. • Делай другим добро - будешь сам без беды. 4. Заключительная часть И в заключение нашей беседы давайте проведем с вами игру – тренинг «Волшебный цветок» Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую приятную мелодию) Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее слушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Глядя друг другу в лицо пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, что бы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете и взяли с собой, уходя их этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. 5. Итог беседы Вопрос детям. Что значит быть милосердным? Что не совместимо с понятием доброта, милосердие? Делайте людям добро, разделяйте с ними радость и беду, любите уважайте друг друга, будьте готовы прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия. Милосердие это неразделимое слияние чувства и поступка. Будьте милосердными. В память о нашей встрече я раздам вам сердечки. ( Раздаю сердечки из бумаги с пожеланиями) Беседа «Что такое милосердие?» Цель: 1. Формировать понятие о милосердии, как способности сопереживать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. 2. Развивать умение сострадать и быть милосердным. 3. Совершенствовать грамматически правильную речь детей. 4. Воспитывать доброе отношение к людям, окружающему миру. Методы: беседа, объяснение, рассказ, просмотр отрывка мультфильма «Дюймовочка». Ресурсы: мультфильм «Дюймовочка», цветная бумага, клей, ножницы. Ход беседы Круг радости «Сердце добрым быть должно Так оно сотворено Чтоб дарить любовь и свет, Всем вокруг десятки лет!» - Добрые люди дарят любовь и доброту тем, кто их окружает. Давайте улыбнемся друг другу и пожмем руки. Просмотр мультфильма «Дюймовочка» (фрагмент мультфильма «Дюймовочка» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена) Беседа - Как бы вы поступили на месте Дюймовочки? - Как называют людей, которые проявляют заботу о больных, оказывают помощь, тем, кто в ней нуждается? - Как вы понимаете, что такое милосердие? (ответы детей) - Милосердие – (состоит из 2 слов: милость и сердце) – это помощь, тем, кто в ней нуждается. Человека, который не умеет сострадать, сочувствовать, называют равнодушным, бессердечным. Быть милосердным – значит бескорыстно помогать людям. Разминка «Доскажи словечко» «Если вижу я беду, то я мимо.. . (не пройду) Доброту не забывай, людям смело…(помогай) В мире есть еще слова, нам их тоже знать пора, добрым словом не скупись, сердцем слушать… (научись) Творчество Оригами (предлагает сделать сердце) Обобщение - С каким новым чувством познакомились? - Закончите предложение: Быть милосердным, значит… уметь прощать обиды, помогать слабым, больным людям; Ухаживать за животными: Милосердный человек может выбросить котенка? От сердца к сердцу. Предложить взяться за руки и хором произнести пожелание: «Наполним сердца добротой и милосердием!»
Тема «Умей быть благодарным»«Прием документов и зачисление детей в дошкольные организации»
Ответственный в КГКП «Ясли-сад №4» отдела образования города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области за оказание государственной услуги «Прием документов и зачисление детей в дошкольные организации».
Феденко Надежда Сергеевна
контактный телефон 8-714-56-2-35-14